Сочиняйте всякие добрости
Урок доброты
Е. Мартышев
Существует мнение, что речевые дефекты не нужно исправлять раньше 5 лет. Но это не так. Большинство логопедических дефектов требует более раннего вмешательства.
Е. Мартышев
Все начинается с детства,
потому что душа ребенка
распахнута навстречу добру и любви,
и так важно посеять в ней
имена любви к ближнем, великодушия,
милосердия. С.В. Михалков
Человек – самое разумное
существо на земле, и только его наделили такими качествами, как любовь,
сострадание. Человек пришёл на эту землю, чтобы творить добро, заботиться о
братьях своих меньших, об обиженных и обездоленных. Ему свойственно раздавать
тепло души своей, частичку своего сердца, быть милосердным.
Дети рано начинают
чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко
реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень
важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и
умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» –
животным.
Что такое милосердие?
Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым
всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть,
помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Поступки детей не всегда
бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно
вкладывать в детские головки, что
смеяться над чужой бедой некрасиво.
Чтобы воспитать в детях
доброту, важно научить понимать других людей.
С младшего дошкольного
возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями.
Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком
мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта
первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в
этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с
удовольствием вживаются в их сюжеты.
В старшем же дошкольном
возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая
воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие
затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота»,
«внимание» и т. д.
А на вопрос: «Что значит
добрый человек? » - было названо огромное количество определений этого
словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все
хотели бы общаться и дружить.
В воспитании
доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с
детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И
это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во
взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же.
Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.
Люди
становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них
«Доброта» не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить
зло, какая бы ни была вокруг него жизнь. Задача в том, чтобы каждый занялся
облагораживанием своего окружения, устремил безобразное к прекрасному.
Совершая
добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с
окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, радостными. Еще в
раннем возрасте ребенок «копирует» все наши дела и поступки. Мы - пример для
подражания. Поэтому, нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему
минуты радости и счастья. Нужно приучать ребенка самого заботиться о других: о
бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о
растениях, которые ребенок может вырастить сам. Нужно научить его помогать и
защищать слабых, делиться чем-либо, учить слушать и понимать других. Быть
внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Показывая
ребенку, свое отношение ко всему живому, к природе, мы учим их осознавать, что
они тоже часть этой природы и ее надо беречь. Сами, тем не менее, не всегда
поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары,
гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут
относиться к природе? Беседуя с детьми на данную тему, нужно говорить им о том,
что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с пониманием,
то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим.
В одной из
древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними».
Пусть эти
золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
Самым важным моментом в
воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет
родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах
воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше
поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит
от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелегком, но благородном деле
воспитания детских душ.
Ребенок впервые узнает
из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на
взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за
положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки
оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к
близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать
тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному,
ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для
маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в
состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов
сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности
и приобретать необходимые навыки.
Часто герои сказок,
рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а
потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Очень поучительны
рассказы:
Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик»,
«Огурцы».
В.Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», а что
стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и
неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному
«волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что
забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушку не нашел.
Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой,
«Вовка – добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и
что такое плохо».
Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик
с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный
друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды.
Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик» учит детей заботе о людях, любви, состраданию и
заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки
по пустякам. И только когда у нее остается один последний лепесток, она
использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того,
что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает,
что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Формировать гуманные
представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно.
Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и
радости другого.
В чем же должна
проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе,
понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В
готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В
умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению
другого человека. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными,
добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к
добру и злу навсегда осталось в человеке.
И, в заключение, хочется
привести слова: «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до
старости».
1.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!
2.
ПОМНИТЕ – ПРИРОДА НАШ ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ.
ЧАЩЕ БЫВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ НА ПРИРОДЕ.
3.
ИМЕЙТЕ В СЕМЬЕ ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ.
ПОРУЧИТЕ РЕБЕНКУ ЗАБОТУ О НЕМ.
4.
УЧИТЕ ДЕТЕЙ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ЖИВОМУ ЗЛА,
ПОМОГАТЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ.
5.
СОЗДАВАЙТЕ СИТУАЦИИ, ЗОВУЩИЕ К ДОБРУ И
СОСТРАДАНИЮ.
6.
ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА СОЧУВСТВИЕ И ОКАЗАННУЮ
ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО В НЕЙ НУЖДАЕТСЯ.
7.
УЧИТЕ НЕ СЛОВАМИ, А ДЕЛОМ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ
ПРИРОДЕ (ПОДКАРМЛИВАТЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ, ЗАЛЕЧИТЬ РАНУ НА СТВОЛЕ ДЕРЕВА).
8.
ПРИДУМЫВАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ СКАЗКИ И
РАССКАЗЫ О ДОБРОТЕ.
9.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ
ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.
Красота родного края, открывающаяся
благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это
источник любви к Родине...
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский.
Приобщение
детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не
потеряло своего значения и в настоящее время.
Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к
русской народной культуре уже сейчас в дошкольном возрасте.
Использование различных жанров
детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует
познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем
раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших
результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет
формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства,
развивать духовность
Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…
А знаешь ли ты – что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные
правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным
человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими
друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда
научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить
в гости, говорить по телефону и многому другому… ПОДРОБНЕЕ...
С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.
После ночек Новогодних
Колядки, колядки
Собрались ребятки
К нам в гости с колядками приходили дети из соседней группы. Спасибо за веселье, хорошее настроение, и вкусняшки.
Игра в снежки.
Самая известная, наверное, уличная зимняя игра – это игра в снежки! Можно играть поодиночке, а можно играть командами или защищать построенную крепость. А можно выбрать определенную цель на стене или на дереве и кидать снежки в нее.
Катание на санках.
Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки или ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее. В последнее время стало распространено такое зимнее развлечение, как тюбинг. Это своего рода тоже санки, которые используются для катания с больших и длинных спусков.
Безопасность! Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Кататься на санках с горки нежелательно. На тюбинге возможно возникновение опасных ситуаций по причине высокой скорости.
Катание с горки.
Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Сбиваясь в кучу-малу, дети быстрее начинают дружить между собой, телесный контакт во время шумной веселой игры сближает. Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться.
Безопасность! Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
Катание на лыжах.
Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Лыжи - увлекательнейшее занятие, катание на них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его здоровье. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.
Безопасность! В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.
Катание на коньках.
Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.
Безопасность! В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Позаботьтесь о том, чтобы, по крайней мере, затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани). Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.
Лепка снеговика.
Самый простой снеговик состоит из трёх снежных шаров. Дальше украшаем его. Вот здесь фантазии нет предела: руки- палочки, еловые веточки, нос- морковка, в роли шляпы может выступить ведро, тарелка, любой ненужный головной убор. Для украшения пойдут пуговицы, ленты, тесьма. А что, если слепленного снеговика раскрасить яркими красками? Снеговик-раскраска никого из детей не оставит равнодушным! Перемешиваем краску с водой. Разливаем полученный раствор по пластиковым бутылкам. В каждой крышке делаем по нескольку отверстий и закрываем ими бутылки. Можно также использовать насадки с пульверизатором. И так, начинаем: покажите детям, как пользоваться бутылками – как их направлять и с какой силой нажимать, чтобы жидкость резкими струями лилась сквозь дырочки, и чтобы спрей разбрызгивал краску. Начните с рисования глаз, бровей и губ снеговика, затем можно «одеть» его во что-нибудь нарядное и яркое. Цветной краской можно просто рисовать по снегу.
Постройка снежной крепости.
Отличное занятие для детей любого возраста. Строить крепость можно при помощи ведерка и лопаток, или же из больших снежных шаров. Крепость можно построить не только из снега, лед тоже подойдет. Если вы за городом и у вас много чистого снега, то можно попробовать слепить иглу. А попутно рассказать малышам, зачем строили такие дома и где в них жили.
Прыжки в снег.
Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить веселое соревнование - кто дальше прыгнет с лавочки. Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и поднимают настроение!
«Кошки - мышки» в лабиринте.
В снегу заранее протоптать (или нарисовать) узкие, переплетающиеся дорожки - лабиринт. Один из участников («мышка») встает в начале лабиринта, второй («кошка») на три- пять шагов дальше. Задача «кошки» догнать «мышку», пока та не выбежала из лабиринта. Игра начинается по команде ведущего «Мяу!».
Пятнашки.
Попытайтесь идти след в след друг за другом таким образом, чтобы сначала Ваш ребенок наступал на ваши, а затем вы на его следы. Если вы гуляете в целой компании неугомонных ребятишек, организуйте с ними парад!
Рисунки на снегу.
Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Детки постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты и рисовать, а малышам понравится смотреть или дорисовывать недостающие детали (лучики для солнышка, волны для рыбки). Если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то ваши рисунки будут яркими и красочными. Ни один прохожий не пройдет мимо!
Рисуем снежных ангелов.
Дети очень любят валяться в белом и пушистом снеге. Не отказывайте им в этом удовольствии – попробуйте поиграть с ребенком в снежного ангела! Главное — найти во дворе (в парке, в лесу) местечко, покрытое ровным слоем чистого снега. Нашли? Отлично. Для этого ребенок должен аккуратно упасть назад на спину в мягкий и нетронутый снежный сугроб и начать быстро двигать руками и ногами, как будто собирается взлететь. Снег облепит малыша, одежда станет ангельско-белой, а руки станут похожими на крылья. Помогите малышу осторожно встать из снега, не разрушив получившийся след. Посмотрите внимательно на получившийся на снегу след, не правда ли, он похожий на фигурку ангела? Будет ещё веселее, если вы будете делать ангелов вместе.
Можно изобразить на снегу и другие снежные образы. След слона с хоботом можно получить, если лечь в снег на бок и согнув руку так, чтобы след от нее был похож на слоновый хобот.
Попробуйте придумать собственные снежные образы.
Мыльные пузыри зимой
Еще одно очень увлекательное занятие. Если вынести их на улицу и надувать на морозе, то получившийся шарик сразу застывает и начинает покрываться красивым узором.
Игра «Следопыты».
Замечательная игра для знакомства с окружающим миром. Для начала — найдите картинки со следами на снегу всевозможных животных. Когда изучите их — отправляйтесь на прогулку. Отлично, если будет возможность погулять по лесу на даче. И если вам повезет, тогда вы сможете увидеть следы зайца, белки, птиц или даже лисы.
Помощник.
Зима - время не только развлечений, но и работы по чистке от снега (крыльца, двора, машины и так далее). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопату соответствующего размера. Главное - показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем эта работа будет ассоциироваться у ребенка только с положительными эмоциями, и он с радостью будет вам помогать.
Зимние игры хорошо подойдут как для двух детей, так и для большой детской компании. Играть в зимние развлечения можно во дворе или в лесу, днём или вечером, с друзьями и с родителями. Самое главное для таких зимних подвижных игр - это пусть даже небольшая детская компания и хорошее настроение, а также готовность к валяниям в снегу, которые неизбежно сопровождают все зимние игры. Эти игры специально для активных детей и заинтересованных родителей.